Юрист-правозащитник Ерлан Калиев: заявление в Верховный суд «о признании скандального постановления ЦИК противоречащим закону»

Ерлан Калиев: Кому интересно, размещаю подготовленный мной, текст заявление в Верховный суд, «о признании скандального постановления ЦИК противоречащим закону»
Кто согласен, можете поддержать комментариями ( ФИО, город проживания )
ЗАЯВЛЕНИЕ
( в порядке гл 30 ГПК)
О признании Постановления ЦИК от 4.12.2020 г «О вопросах реализации полномочий отдельных категорий участников избирательного процесса по выборам депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан, назначенных на 10 января 2021 года” противоречащим закону
4 декабря 2020 г, на официальном интернет-ресурсе Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, было опубликовано Постановление ЦИК, согласно которому в ходе предстоящих парламентских выборов 10 января 2021 г, участковым избирательным комиссиям при принятии Правил поведения на избирательном участке, предписано учесть требования ограничения норм законодательства, указанных в настоящем постановление в котором, при регистрации и реализации полномочий наблюдателей от общественных объединений, некоммерческих организаций, для наблюдения за выборами избирательным комиссиям предписано регистрировать только лиц, при условии, если это будет соответствовать уставной цели общественных объединении некоммерческих организации, которые к тому же должны быть подтверждены выпиской из устава организации.
 
В этой связи, обоснованно полагаем что данный нормативно правовой акт ЦИК, напрямую ограничивающий права и свободы человека и гражданина, противоречит закону и подлежит отмене, по следующим основаниям:
 
В соответствии с Основным Законом Республики Казахстан действующим правом в Республике являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики. Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно Согласно статье 12 Конституции В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов.
 
Согласно Нормативному постановлению Конституционного Совета Республики Казахстан от 28 октября 1996 года № 6/2 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан «Признание указанных прав и свобод человека абсолютными означает их распространение на каждого человека, находящегося на территории Республики Казахстан, независимо от его принадлежности к гражданству Республики. Неотчуждаемость прав и свобод означает, что установленных Конституцией прав и свобод человек не может быть лишен никем, в том числе и государством, кроме случаев, предусмотренных Конституцией и принятых на ее основе законов. Указанные права и свободы человека, согласно пункту 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Конституции, не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам.
Согласно статье 22 Международного пакта о гражданских и политических правах (Ратифицирован Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года № 91-III, вступил в силу для РК 24 апреля 2006 года (письмо МИД РК от 27.06.06 г № 12-1-2/1445) Каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.
 
2. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе Ничто в настоящей статье не дает право Государствам, участвующим в Конвенции Международной организации труда 1948 года относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию, принимать законодательные акты в ущерб гарантиям, предусматриваемым в указанной Конвенции, или применять закон таким образом, чтобы наносился ущерб этим гарантиям.
 
В этой связи стоит отметить, что политические права и свободы — одна из групп конституционных прав и свобод, которые принадлежат гражданам нашего государства и дают им возможность участвовать в общественной и политической жизни стра­ны. В силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве предоставленных государством. Так же, как и личные права человека, государство должно их признавать, соблюдать и защищать. Естественный характер политических прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единст­венным источником власти в Казахстане является ее народ. Это важнейшая основа конституционного строя РК получает прак­тическую реализацию через политические права каждого гражданина, через возмож­ность граждан участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а так же добровольно , на основе свободного волеизъявления созда­вать в соответствии со своими интересами для достижения общих целей, общественные объединения( ст 23 Конституции)
.Согласно статье 2 Закона Республики Казахстан « Об общественных объединениях» Общественными объединениями в Республике Казахстан признаются политические партии профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству. Общественные объединения являются некоммерческими организациями ..
Гражданский кодекс Республики Казахстан, дает определение некоммерческой организации (НКО) как организации, не имеющей извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющей полученный чистый доход между участниками.. В этой связи, далеко не случайно, что в статье 4 Закона «О Некоммерческих организациях» законодательно закреплены основные цели деятельности НКО,-»социальные, культурные, научные, образовательные, благотворительные, управленческие цели; защита прав, законных интересов граждан и организаций; разрешение споров и конфликтов; удовлетворение духовных и иных потребностей граждан; охрана здоровья граждан, охрана окружающей среды, развитие физической культуры и спорта; оказание юридической помощи», которые напрямую связанны с защитой и продвижением гражданских и политических прав и свобод человека и гражданина .Более того, статья 5 настоящего Закона, так же закрепляет право за НКО,для достижении этих целей, осуществлять иные права, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
 
В этой связи остается лишь обратить внимание на норму статьи 20-1 Конституционного Закона « О выборах в Республике Казахстан», где законодательно закреплены полномочия наблюдателя от некоммерческих организаций Республики Казахстан, в перечне которого для осуществления деятельности НКО по наблюдению за выборами, включая направление лиц для наблюдения за выборами, напрочь отсутствует необходимость подтверждения выпиской из устава НКО, данный род деятельности юридического лица.
 
Не менее абсурдно так же ограничение в постановление, запрет использования изображение какого-либо лица без его согласия, Из изложенного следует, что по мнению ЦИК, осуществление фото- и видеозаписи должно производиться только с учетом защиты тайны голосования и персональных данных избирателей, и использование изображения граждан возможно после получения их согласия, как впрочем запрет онлайн-видеотрансляции в день голосования с избирательных участков, и при этом в качестве обоснования так же абсурдна ссылка ЦИК на подпункт 61) статьи 2 Закона Республики Казахстан «О связи» ибо данный Закон прежде всего призван регулировать деятельность в области связи и в частности защиту прав и законных интересов пользователей услугами связи, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области связи и не более.
 
Тогда как согласно статьи 20 Конституции РК ,в нашей стране, КАЖДЫЙ имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется ЗАКОНОМ
Согласно статье 20-1, Конституционного Закона «О выборах в РК»
 
Наблюдатели, общественных объединений, некоммерческих организаций Республики Казахстан вправе;
9) делать фото-, аудио- и видеозаписи, не мешая ходу голосования и подведению его итогов;
Тогда как, в действительности, согласно закону РК от 21 мая 2013 года № 94-V «О персональных данных и их защите», в настоящем Законе под личными даными используются следующие понятия:1) биометрические данные — персональные данные, которые характеризуют физиологические и биологические особенности субъекта персональных данных, на основе которых можно установить его личность
2) персональные данные — сведения, относящиеся к определенному или определяемому на их основании субъекту персональных данных, зафиксированные на электронном, бумажном и (или) ином материальном носителе. Соответственно, законодателем, под сбором персональных, личных данных, подразумевается, как раз таки действия, направленные на получение именно этих данных .
 
Более того:
 
Согласно статье 1. Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I «О средствах массовой информации»
массовая информация — предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
 
4) средство массовой информации — периодическое печатное издание, теле-, радиоканал, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы;
 
5) продукция средства массовой информации — тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, информация, размещенная на интернет-ресурсе;
 
15) распространитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с ее собственником, издателем или на иных законных основаниях; ( ст.20 Конституции РК)
 
Кроме того, согласно норме ст.14 настоящего Закона
Средствам массовой информации при подготовке, опубликовании, воспроизведении и распространении продукции средств массовой информации НЕ ТРЕБУЕТСЯ согласие изображаемого лица в следующих случаях:
 
1) если данное лицо присутствует или участвует в зрелищных культурно-массовых, социально значимых в области культуры, спортивно-массовых мероприятиях, мирных собраниях и ИНЫХ публичных мероприятиях;
 
Согласно пункту 6 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года,№ 480-V О правовых актах»
 
Нормативные правовые приказы принимаются руководителями ведомств центральных государственных органов при наличии прямой компетенции по их утверждению в нормативных правовых актах государственного органа, в структуру которого входит ведомство, и не могут затрагивать права и свободы человека и гражданина.
 
Согласно статье 10. Настоящего Закона
1. Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан.
 
2. соотношение юридической силы иных, кроме Конституции Республики Казахстан, нормативных правовых актов соответствует следующим НИСХОДЯЩИМ уровням:
 
2) конституционные законы Республики Казахстан;
….
8) нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан..
Согласно статье 12. Закона. При наличии противоречии в нормах нормативных правовых актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня.
Исходя из вышеизложенного , руководствуясь ст. ст.28.,148 ГПК РК, ПРОШУ:

ПРИЗНАТЬ Постановления ЦИК от 4.12.2020 г «О вопросах реализации полномочий отдельных категорий участников избирательного процесса по выборам депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан, назначенных на 10 января 2021 года, несоответствующим закону и недействующим