Окончательный бланк обращения-заявления в Верховный суд на постановление ЦИК от 4 дек 2020 (угрозы наблюдателям)

Юристы: Асхат Оразаев, Ерлан Калиев, Ермек Нарымбай, Батыр Айдабаев подготовили совместный документ следующего содержания.

Вы можете на этой странице скачать в ворде, с приложением самого скандального постановления «против наблюдателей»

Скачать документ иска в ВС  (MS Word) ‘ рекомендуем после заполнения полей наверху и внизу документа «сохранить как» pdf

Скачать приложение к заявлению в Верховный суд и МинЮст (постановление ЦИК) (MS Word)

Скачать приложение к заявлению в Верховный суд и МинЮст (постановление ЦИК) С ВЫДЕЛЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (MS Word)

Скачать просто перечень пунктов нарушений законов по постановлению ЦИК, тоже можно приложить к заявлениям.

 

Надо скачать, заполнить бланк от себя (ФИО, адрес, тел)  и отправить  «Судебный кабинет» https://office.sud.kz/ с электронной подписью, не позже 13 декабря 2020 года. А также отправьте копию в Минюст по egov.

Вот текст, который можно добавить в судебном кабинете: Прошу отменить постановление ЦИК, так как оно незаконно ограничивает права наблюдателей.
Подробнее — заявление в прикрепленном файле.

и в егов Минюсту:  Прошу отменить регистрацию постановления ЦИК в Министерстве Юстиции, либо не осуществлять ее, так как оно незаконно ограничивает права наблюдателей. Основное письмо отправлено в Верховный суд.
Подробнее — заявление в прикрепленном файле.

Вы также можете оформить доверенность онлайн на представление Вас в Верховном суде.

 

Содержание:

 

В Верховный суд Республики Казахстан

г. Нур-Султан (Астана), 010000,
ул.Д. Кунаева, 39 +7 (7172) 74-75-85, +7 (7172) 74 79 79, +7 (7172) 74-77-17.

ЗАЯВИТЕЛЬ:

 

 

Адрес, тел.: __________________________

 

 

ОТВЕТЧИК:

Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан

010000, г.Нур-Султан, ул. Бейбитшилик,

дом 4, т:+7 (7172) 39-01-45, [email protected]

 

 

ТРЕТЬЕ ЛИЦО:

Министерство юстиции РК

(как регистратор незаконного НПА)

010000, г. Нур-Султан, пр. Мангилик Ел 8,

Дом министерств, 13 подъезд,

+7 (7172) 74-07-97, [email protected] +7

(7172) 74-07-95, 55-87-08

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

в порядке главы 27 ГПК РК

О признании Постановления ЦИК РК незаконным

4 декабря 2020 Центральная избирательная комиссия РК (в дальнейшем именуемая как «ЦИК») вынесла Постановление «О вопросах реализации полномочий отдельных категорий участников избирательного процесса по выборам депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан, назначенных на 10 января 2021 года» (в дальнейшем именуемое как «Постановление ЦИК»).

Обоснованно полагаем, что данный нормативно правовой акт ЦИК, напрямую ограничивающий политические права и свободы граждан и человека в целом, подлежит отмене по следующим основаниям:

В соответствии с Основным Законом Республики Казахстан действующим правом в Республике являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики.

Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно.

Согласно статье 12 Конституции в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией.

Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов.

Согласно Нормативному постановлению Конституционного Совета Республики Казахстан от 28 октября 1996 года № 6/2 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан «Признание указанных прав и свобод человека абсолютными означает их распространение на каждого человека, находящегося на территории Республики Казахстан, независимо от его принадлежности к гражданству Республики.

Не отчуждаемость прав и свобод означает, что установленных Конституцией прав и свобод человек не может быть лишен никем, в том числе и государством, кроме случаев, предусмотренных Конституцией и принятых на ее основе законов.

Указанные права и свободы человека, согласно пункту 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов.

При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Конституции, не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам

Согласно статье 22 Международного пакта о гражданских и политических правах (Ратифицирован Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года № 91-III, вступил в силу для РК 24 апреля 2006 года (письмо МИД РК от 27.06.06 г № 12-1-2/1445):

Каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

  1. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе.

Ничто в настоящей статье не дает право Государствам, участвующим в Конвенции Международной организации труда 1948 года, относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию, принимать законодательные акты в ущерб гарантиям, предусматриваемым в указанной Конвенции, или применять закон таким образом, чтобы не наносился ущерб этим гарантиям.

В этой связи стоит отметить, что политические права и свободы – одна из групп конституционных прав и свобод, которые принадлежат гражданам нашего государства и дают им возможность участвовать в общественной и политической жизни страны.

В силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве предоставленных государством.  Так же, как и личные права человека, государство должно их признавать, соблюдать и защищать. Естественный характер политических прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Казахстане является ее народ.

Это важнейшая основа конституционного строя РК получает практическую реализацию через политические права каждого гражданина, через возможность граждан участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а так же добровольно, на основе свободного волеизъявления создавать в соответствии со своими интересами для достижения общих целей, общественные объединения (ст. 23 Конституции).

Считаю, что 15 из 48 пунктов (абзацев) Постановления ЦИК (№ 14, 16, 18, 19, 23, 32, 38-45, 47) и оба пункта резолюции Постановления ЦИК незаконны (15 пунктов +2) по следующим причинам.

Все незаконные пункты Постановления ЦИК ограничивают наблюдение за выборами по следующим вопросам:

 

Вопросы

№ абзаца

Ссылки ЦИК на Закон

Ссылки на Закон против Постановления ЦИК

1

Запрет в допуске на избирательные участки наблюдателей, по направлению от общественных организаций (в дальнейшем именуемые как «ОО»), не имеющих

 

 

 

1.1

Требование справок

1) об отсутствии статуса приостановления деятельности ОО

2) об отсутствии процесса ликвидации ОО

14

 

 

1.2

Устав ОО

1) Требование пунктов о наблюдении за выборами

2) Требование спец предмета и цели

16, 18, 19

ГК (ст. 41, 106, 107)

Закон о выборах (п. 1 ст. 20-1) , ГК (ст. 106)

1.3

Незаконно-излишние требования к Содержанию направления наблюдателя от ОО

23

 

 

2

Запрет на участие наблюдателей в заседаниях ЦИК, ТИК, ИК

32

П. 8 ст. 20 и п. 1 ст. 20-1 Закона о выборах

Конституция (пп. 1 и 2 ст. 20), Закон о выборах (пп. 1 и 2 ст. 10 и пп. 1 и 2 ст. 20), Закон о гос секретах

3

Видеозаписи

 

 

 

3.1

Производство видеосъемки

/записи

35, 36, 38-41

п.п. 1 и 2 ст. 18, п.2 ст. 20 Конституции,

ст. 8,

пп. 4) п. 3 ст. 20-1 Закона о выборах,

ст. 145 ГК,

ст. 6 Закона О персональных данных и их защите

Конституция (п.1 и 2 ст. 20),

Конституционный закон о выборах (ст. 20-1),

Закон об НПА (ст. 1, 4 и 10),

Закон о СМИ (ст. 14)

3.2

Определение зоны видеосъемки

43

пп. 9) п. 2 ст. 20-1

Закона о выборах

пп. 9) п. 2 ст. 20-1

Закона о выборах

3.3

Запрет прямой трансляции

44, 45

Пп. 61) статьи 2 Закона о связи

Пп. 61) статьи 2 Закона о связи

4

Предписание принятия Правил поведения на ИУ каждой избирательной комиссией (в дальнейшем именуемой как «ИК»)

42, 47 и п.1 резолюции

Пп. 4) пункта 3 статьи 20-1 Закона о выборах

Конституционный закон о выборах

 

— 1.1 –

Пункт 14 Постановления ЦИК

ТРЕБОВАНИЕ СПРАВОК от наблюдателей избирательными комиссиями (ИК) по Постановлению ЦИК незаконны.

Так, ЦИК требует:

1) Справку о гос регистрации юридического лица – ОО.

2) Справку об отсутствии статуса приостановления деятельности ОО

3) Справку об отсутствии процесса ликвидации ОО

 

В тоже время сам ЦИК в своем же Постановлении противоречит сам себе и указывает, что

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (пункт 3 статьи 42 Гражданского кодекса Республики Казахстан), правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации (пункт 2 статьи 35 Гражданского кодекса Республики Казахстан).

Т.е. правоспособность ОО действует до момента завершения его ликвидации, потому Справка об отсутствии статуса приостановления деятельности ОО и Справка об отсутствии процесса ликвидации ОО лишены смысла, тем более, ЦИК предписывает это указывать не в справке из гос. органа (органа МЮ), а самой ОО. Это абсурд еще и потому, что ЦИК понимает, что гос. орган МЮ РК не может дать такие несуразные справки, у него просто нет такой формы справки (что подтверждается Приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 29 мая 2020 года № 66, на который ссылается ЦИК в своем Постановлении, и приложения-формами к нему).

Таким путем, ЦИК будет требовать нотариальное заверение подписи руководителя ОО, или графолого-почерковедческую экспертизу, подтверждающие подлинность подписи руководителя ОО.

Сказав «А», надо говорить и «Б» – почему ЦИК не требует ничего подобного от международных наблюдателей?

— 1.2 –

Пункты 16, 18, 19 Постановления ЦИК:

Согласно Постановлению ЦИК участковым избирательным комиссиям при принятии Правил поведения на избирательном участке, предписано – учесть требования ограничения норм законодательства, указанных в Постановлении в котором, при регистрации и реализации полномочий наблюдателей от общественных объединений для наблюдения за выборами, избирательным комиссиям предписано регистрировать только лиц, при условии, если это будет соответствовать уставной цели общественных объединении некоммерческих организации.

В Постановлении ЦИК требует в п.16, 18 от ОО в их Уставах «Возможность осуществления деятельности по наблюдению за выборами, включая направление лиц для наблюдения за выборами», «соответствия их уставной цели относительно реализации и защиты политических прав и свобод граждан», с приложением выписки из Устава к направлению наблюдателя, без чего наблюдателя не допустят к наблюдению за выборами.

В РК 22 тыс. ОО, из них только 5 в Алматы и 6 местных на другие 17 регионов по решению ЦИК получат разрешению участвовать на выборах, ограничение касается 99,9% ОО. Эти 10 организаций ОО составляют лишь 0,0454% всего числа ОО в РК. Очевидно, это и есть цель ЦИК, ликвидировать наблюдение за выборами, предъявляя незаконные избыточно-завышенные требования.

Требования Постановления ЦИК по Уставу ОО, направляющего наблюдателей на выборы, незаконны т.к.

 

  1. Согласно статье 2 Закона Республики Казахстан « Об общественных объединениях» общественными объединениями в Республике Казахстан признаются политические партии профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству.

Общественные объединения являются некоммерческими организациями. Гражданский кодекс Республики Казахстан, дает определение некоммерческой организации (НКО) как организации, не имеющей извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющей полученный чистый доход между участниками.

В этой связи, далеко не случайно, что в статье 4 Закона «О Некоммерческих организациях» законодательно закреплены основные цели деятельности НКО» социальные, культурные, научные, образовательные, благотворительные, управленческие цели; защита прав, законных интересов граждан и организаций; разрешение споров и конфликтов; удовлетворение духовных и иных потребностей граждан; охрана здоровья граждан, охрана окружающей среды, развитие физической культуры и спорта; оказание юридической помощи» которые напрямую связанны с защитой и продвижением гражданских и политических прав и свобод человека и гражданина.

Более того, статья 5 настоящего Закона, так же закрепляет право за НКО для достижения этих целей, осуществлять иные права, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.

В этой связи остается лишь обратить внимание на норму статьи 20-1 Конституционного Закона «О выборах в Республике Казахстан», где законодательно закреплены полномочия наблюдателя от некоммерческих организаций Республики Казахстан, в перечне которого для осуществления деятельности НКО по наблюдению за выборами, включая направление лиц для наблюдения за выборами, напрочь отсутствует необходимость подтверждения выпиской из устава НКО, данный род деятельности юридического лица.

 

  1. Согласно ст. 106 ГК РК, устав может быть ограничен только законом, к каковым Постановление ЦИК относится не может.

Статья 106. Общественное объединение

  1. Общественными объединениями в Республике Казахстан признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству, если иное не предусмотрено законами.

 

  1. Согласно ст. 20-1 «Наблюдатели политических партий, иных общественных объединений, некоммерческих организаций Республики Казахстан» Конституционного Закона о выборах в РК
  2. Полномочия наблюдателя от политических партий, иных общественных объединений, некоммерческих организаций Республики Казахстан должны быть удостоверены в письменной форме с указанием его фамилии, имени, отчества. Данный документ заверяется печатью организации, направившей наблюдателя, и действителен при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Документы предъявляются председателю избирательной комиссии либо лицу, его замещающему, для регистрации наблюдателя путем внесения данных о нем в журнал учета.

Где тут про обязательное и специальные требования к уставным предмету и целям этих ОО!!?

 

Требования Закона о выборах исчерпывающие. Ограничение этого права допустимо только и в случаях, прямо установленных законом, и никак не Постановлением ЦИК.

ЦИК присвоил себе полномочия парламента. Смотрим Гражданский кодекс, на который ссылается ЦИК по избыточно-излишнему требованию от наблюдателей того, что закон не требует ни от наблюдателей, ни от ОО, ни от уставов.

 

— 1.3 –

Пункт 23 Постановления ЦИК:

К содержанию направления наблюдателей ЦИК предъявляет снова незаконные излишне завышенные требования по указанию там №№ избирательных участков и зачем-то еще дублирующее наименование избирательных комиссий. Очевидно, ЦИКу надо опять затруднить свободный выбор наблюдателем участка при изменившихся обстоятельствах, сделать невозможным перемещение наблюдателя, например, на соседний или иной участок, если выяснится, что в одном участке «густо», а в др. участке «пусто», парализовать возможность наблюдателям прийти друг другу на помощь, взаимовыручку, подменив друг друга при каких то обстоятельств (на обед, или больницу, или суд/полицию и т.д.).

Конституционный закон о выборах согласно ст. 20-1 предоставляет свободу наблюдателям и ОО, направившим гражданина на наблюдение за выборами произвольно выбирать себе избирательный участок – ИУ и комиссию – ИК, и произвольно их менять. Закон никак не ограничивает это право никакой регламентацией, бюрократизацией.

 

– 2 –

Следуя Пункту 32 Постановления ЦИК:

По запрету присутствия наблюдателей НА ЗАСЕДАНИЯХ ИК

Тезисы п. Постановления ЦИК о трактовании термина «избирательная комиссия» в ст. 20-1 Закона о выборах исключительно только как «участковых ИК» (с исключением из него ЦИК и Территориальных ИК всех уровней – областных, городских, районных) необоснованны.

Согласно п.п. 1 и 2 статьи 20 Конституции РК в нашей стране, КАЖДЫЙ имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется ЗАКОНОМ.

Согласно пп. 1) п. 2 ст. 20-1 Закона о выборах – Наблюдатели политических партий, иных общественных объединений, некоммерческих организаций Республики Казахстан вправе: 1) присутствовать на заседании избирательной комиссии. Любой избирательной комиссии.

Согласно пп. 1 и 2 ст. 10 и пп. 1 и 2 ст. 20 Закона о выборах под «Избирательной комиссией» понимаются все избирательные комиссии всех уровней, а именно все участковые ИК, территориальные ИК, и ЦИК РК.

Статья 10. Избирательные органы, их система и срок полномочий

  1. Государственными избирательными органами, организующими подготовку и проведение выборов в Республике, являются избирательные комиссии.
  2. Единую систему избирательных комиссий образуют:

1) Центральная избирательная комиссия Республики;

2) территориальные избирательные комиссии;

3) исключен в соответствии с Конституционным законом РК от 29.06.18 г. № 162-VI (см. стар. ред.)

4) участковые избирательные комиссии.

Статья 20. Организация деятельности избирательных комиссий и обжалование их действий. Гласность в деятельности избирательных комиссий

  1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности, гласности и открытости.
  2. Первые заседания созываются:

1) Центральной избирательной комиссии – Председателем комиссии в течение четырнадцати дней после избрания комиссии;

2) территориальных избирательных комиссий областей, городов республиканского значения и столицы – лицом, определенным маслихатом, сформировавшим состав данной комиссии, не позднее чем в семидневный срок после формирования нового состава;

3) нижестоящих избирательных комиссий – председателями соответствующих вышестоящих комиссий не позднее чем в семидневный срок после формирования их состава.

Следовательно, наблюдатели согласно пп. 1) п. 2 ст. 20-1 имеют право присутствовать на заседании ЛЮБОЙ избирательной комиссии всех уровней (участковой ИК, территориальной ИК, ЦИК), и любое ограничение такого права подзаконным актом незаконно и подлежит отмене.

 

— 3.1 —

Пункты 35, 36, 38-41 Постановления ЦИК:

ЗАПРЕТ НА производство и использовния фото-, ВИДЕО-записей в Постановлении ЦИК является незаконным.

Не менее абсурдно другое ограничение в Постановлении ЦИК – запрет использования изображения какого-либо лица без его согласия. Из изложенного следует, что по мнению ЦИК, осуществление фото- и видеозаписи должно производиться только с учетом защиты тайны голосования и персональных данных избирателей, и использование изображения граждан возможно после получения их согласия. Запрет ЦИК на видеосъемку наблюдателями на участках ИК со ссылкой на ст. 145 Гражданского кодекса РК незаконен.

Вот что говорит эта статья:

Статья 145. Право на собственное изображение

  1. Никто не имеет право использовать изображение какого-либо лица без его согласия, а в случае смерти – без согласия наследников.
  2. Опубликование, воспроизведение и распространение изобразительного произведения (картина, фотография, кинофильм и другие), в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти с согласия его детей и пережившего супруга. Такого согласия не требуется, если это установлено законодательными актами, либо изображенное лицо позировало за плату.

Согласно ст. 145 ГК допустимы отклонения от нее, если есть Законы, утверждающие иное.

ЦИК в Постановлении ссылается на тайну голосования, но причем тут видеосъемка наблюдателя за пределами кабины для тайного голосования? Ни на каких выборах, ни на каком-либо участке из 10 000 по стране не было инцидента, связанного с вторжением наблюдателя с видеокамерой/смартфоном или без него в кабину тайного голосования, когда там избиратель производил голосование путем написания галочки на бюллетене. Как правило, наблюдатели производят видеосъемку непосредственно у урны голосования для предотвращения незаконных массовых вбросов бюллетеней, где бюллетени опускаются в урну в сложенном виде, где выбор конкретного человека никак не виден.

Далее, ЦИК запрещает своим Постановлением видеосъемку и использование видеозаписи, трансляции без согласия лица в объективе, ссылаясь почему то на пп. 1 и 2 статьи 18 Конституции Республики Казахстан («каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства»). Но как видеоесъемка на публичном мероприятии может покушаться на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства? Этого ЦИК никак не пытается объяснять.

ЦИК намеренно не разграничивает понятия «производства» видеозаписи (видеосъемку) и «использования» видеозаписи, давая команду всем 10.000 избирательным комиссиям (ИК.0 запрещать любую видеосъемку под предлогом отсутствия согласия всех присутствующих на участке (ИУ).

Согласно ст. 20-1 Закона о выборах наблюдатель имеет право ДЕЛАТЬ (не идентично понятию «использовать») видеозапись. Потому ограничения по ст. 145 ГК видеосъемки никак не касаются.

Согласно пп. 1 и 2 ст. 20 Конституции

  1. Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается.
  2. Каждый имеет право свободно ПОЛУЧАТЬ (производить видеосъемку) и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом.

Следовательно, право производить (не использовать) видеозапись, тем более на публичном мероприятии – неотъемлемое право не только наблюдателя, представителя СМИ, но и любого гражданина, иностранца.

Согласно Закону о СМИ под термином использованием видеозаписи понимается «подготовка, опубликование, воспроизведение и распространение» видеозаписи. Тоже самое фото-, аудио и ином виде фиксации информации.

 

Иерархия НПА

Согласно пп.2 п. 2 ст. 4 Закона об НПА «Целостность системы законодательства Республики Казахстан обеспечивается посредством: соблюдения иерархии нормативных правовых актов, закрепленной Конституцией Республики Казахстан и настоящим Законом».

Согласно пп 28) ст. 1 Закона об НПА устанавливается  уровень нормативного правового акта – место нормативного правового акта в зависимости от его юридической силы в иерархии нормативных правовых актов.

В соответствии со ст. 10 Закона об НПА «Иерархия нормативных правовых актов»

  1. Высшей юридической силой обладает КонституцияРеспублики Казахстан.
  2. Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции Республики Казахстан, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:

1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;

2) конституционные законы Республики Казахстан;

3) кодексы Республики Казахстан;

4) консолидированные законы, законы Республики Казахстан;

5) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его Палат;

6) нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;

7) нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;

8) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов;

9) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;

10) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.

 

Как видно КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН о выборах (2-й уровень) стоит по статусу выше, чем Гражданский кодекс (3-й уровень), и Постановления ЦИК (8-й уровень).

Согласно п. 3 ст. 10 Закона об НПА Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.

Т.е. ГК РК не должен противоречить Закону о выборах, т.е. ст. 145 ГК не действует на выборах, на избирательном участке, на заседаниях ИК.

Кроме того, согласно Закону об НПА Закон о выборах не просто вышестоящий НПА по отношению к ГК, но положения 20-1 Закона о выборах выше ст. 145 ГК и по возрасту, т.е. они более поздние, более «свежие», потому ст. 145 на выборах не работает по двойным основаниям.

Согласно ст. 12 «Противоречия норм права различных нормативных правовых актов»

  1. При наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня.
  2. При наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта, позднее введенные в действие.

Ст. 145 ГК действует с момента принятия ГК, т.е. с 27 декабря 1994 года,(общая часть) и с 1 июля 1999 г, (особенная часть).

В тоже время как Конституционный закон дополнен статьей 20-1 в соответствии с Конституционным законом РК от 14.04.2004 г. № 545-II; изложена в редакции Конституционного закона РК от 19.06.2007 г. № 268-III.

Статья 20-1. Наблюдатели политических партий, иных общественных объединений, некоммерческих организаций Республики Казахстан

  1. Наблюдатели политических партий, иных общественных объединений, некоммерческих организаций Республики Казахстан вправе:

9) делать фото-, аудио- и видеозаписи, не мешая ходу голосования и подведению его итогов;

Ст. 20-1 Конституционного закона о выборах моложе ст. 145 ГК на 10-13 лет.

ГК РК разрешает снимать, но использовать видео (опубликовать, обнародовать) с согласия лица на изображении. Если это не член избиркома или иное публичное лицо, если это не на выборах или ином публичном мероприятии, если это видео не используется в суде, полиции для фиксации действий правонарушителя.´

 

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Согласно Постановлению ЦИК «…осуществление фото- и видеозаписи в помещении УИК якобы должно производиться только с учетом защиты персональных данных избирателей, и использование изображения граждан возможно после получения их согласия».

Тогда как согласно закону РК от 21 мая 2013 года № 94-V «О персональных данных и их защите», в настоящем Законе под личными данными используются следующие понятия:

1) биометрические данные – персональные данные, которые характеризуют физиологические и биологические особенности субъекта персональных данных, на основе которых можно установить его личность.

2) персональные данные – сведения, относящиеся к определенному или определяемому на их основании субъекту персональных данных, зафиксированные на электронном, бумажном и (или) ином материальном носителе.

Соответственно, законодателем, под сбором персональных, то бишь личных данных, подразумевается действия, направленные на получение именно этих данных

Вот что говорит Закон о СМИ о правах представителей СМИ на выборах, имеющих права по наблюдению при голосовании и подсчете голосов в контексте ст. 145 ГК РК

Глава 3. Распространение продукции средств массовой информации

Статья 14. Распространение продукции средства массовой информации

  1. Распространение продукции средства массовой информации осуществляется по решению собственника им самим либо на договорных или иных законных основаниях редакцией, издателем, а также организациями или гражданами.

1-1. Средствам массовой информации при подготовке, опубликовании, воспроизведении и распространении продукции средств массовой информации не требуется согласие изображаемого лица в следующих случаях:

1) если данное лицо присутствует или участвует в зрелищных культурно-массовых, социально значимых в области культуры, спортивно-массовых мероприятиях, мирных собраниях и иных ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ;

2) если распространяемая информация содержит изображение лица и сведения, связанные со служебной и (или) публичной деятельностью данного лица, а также опубликована самим лицом, его законным представителем или уполномоченным лицом в источниках, доступ к которым не ограничен;

3) если использование изображаемого лица осуществляется в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН о выборах, ст. 20-1 дает право НАБЛЮДАТЕЛЯМ СВОБОДНО =

9) делать фото-, аудио- и видеозаписи, не мешая ходу голосования и подведению его итогов.

Никаких других ограничений Закон не устанавливают, даже со ссылкой как это делается в таких случаях – «в соответствие с действующим законодательством». Никаких ограничений Законом о выборах не предусмотрено.

 

Далее, согласно ст. 1 Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I «О средствах массовой информации»

Массовая информация – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

4) средство массовой информации – периодическое печатное издание, теле-, радиоканал, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы;

5) продукция средства массовой информации – тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, информация, размещенная на интернет-ресурсе;

15) распространитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с ее собственником, издателем или на иных законных основаниях; (ст.20 Конституции РК)

 

ЦИК превысил свои полномочия, все желания ЦИК должны были выразится в ходатайстве, заблаговременно врученного парламенту об изменениях Закона о выборах. Но ЦИК РК, по Конституции лишен права на законодательную инициативу.

ВЫВОД: право на свободную видеосъемку наблюдателем не может быть ограничено ничем, кроме самого конституционного Закона о выборах, либо Конституцией.

 

— 3.2 —

Пункт 43 Постановления ЦИК:

По определению зоны видеосъемки.

По Постановлению ЦИК участковая ИК должна определить лишь 1 (одну) зону для фото-, видеосъемки наблюдателями. Это незаконно, противоречит пп. 9) п. 2 ст. 20-1 Конституционного закона РК о выборах, согласно которому наблюдатель имеет право делать фото-, аудио- и видеозаписи, не мешая ходу голосования и подведению его итогов. А именно не мешать каждому члену ИК и избирателю производить процедуры избирательного процесса. Избирателю не мешать зайти в зал ИУ, пройти к столу ИК, взять там бюллетень, пройти в кабину для тайного голосования, пройти к урне голосования, и покинуть зал ИУ. Каждому члену ИК не мешать выдавать избирателю бюллетень и подсчитать голоса (схема движения избирателя на ИУ прилагается).

Это Постановление резко ссужает число зоны видеонаблюдения, например, с 10 до 1 (по Постановлению ЦИК только до одной зоны) и дает почву для серьезных злоупотреблений Председателя и членов ИК, располагая эту 1 зону по своему произволу в самом дальнем и неудобном месте участка-ИУ (смотрите схему ИУ, приложение к иску № 3)

 

— 3.3 —

Пункты 44, 45 Постановления ЦИК

Запрет прямой трансляции в день голосования с избирательных участков абсурден с юридической точки зрения, и при этом в качестве обоснования так же абсурдна ссылка ЦИК на подпункт 61) статьи 2 Закона Республики Казахстан
«О связи».

Ибо Закон о связи регулирует деятельность в области связи и в частности защиту прав и законных интересов пользователей услугами связи, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области связи и не более.

Постановлением ЦИК никак не аргументирован. Дело в том, что пп.61) ст. 2 Закона о связи, на который ссылается ЦИК никоим образом не касается трансляции в ютубе и соц сетях (Фейсбук, Инстаграмм, Вконтакте и т.д.), а касается трансляции Теле- и Радио каналов, и нет там речи о прямых трансляциях. В Законе о связи термин «трансляция» упоминается всего три раза, и нигде нет речи о запрете каких либо трансляций. Более того, весь Закон о связи не регламентирует вообще запрет трансляций чего-либо.

Согласно п.1. ст. 10 Закона об НПА «Иерархия нормативных правовых актов» Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан.

Согласно пп. 1 и 2 ст. 20 Конституции

  1. Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается.
  2. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом.

Следовательно, никто, в т.ч. и ЦИК не могут запретить получать/производить и распространять/использовать любую информацию/видео любым, не запрещенным законом способом. Прямые трансляции со своих страниц в социальных сетях ни одним законом не запрещены.

— 4 —

Пункты Постановления ЦИК

Предписание принятия Правил поведения на ИУ каждой избирательной комиссией-ИК противоречит Конституционному закону о выборах, который не содержит ни в одной своей норме ссылку на подобный локальный НПА, который тем более по Постановлению ЦИК должен быть разработан всеми 10.000 ИК, без единой законодательной методологии, самостийно, а значит хаотично, «индивидуально», по-партизански (кто в лес, кто по дрова).

Странно, что сам ЦИК отказывается принять такие Правила на каждом участке. Очевидно, ЦИК осознает сам незаконность этих Правил и проблематичность их регистрации даже в дружественном Министерстве юстиции РК. Правовой абсурд заключается и в том, что ЦИК предписывает всем 10.000 ИКам свой нормативно-правовой акт (НПА), не подлежащий регистрации и контролю со стороны МЮ РК и др. гос органов.

Очевидно, что цель 10.000 локальных НПА – создать новые непреодолимые препятствия для наблюдателей, которые обеспечивают честные выборы, чего видимо не нужно ЦИК РК в нынешнем составе.

Время выхода Постановления ЦИК (04.12.2020, через 45 дней после начала избирательной компании, со дня Указа Президента РК об объявлении выборов в Мажилис и маслихаты 20.10.2020) не случайно и произведено с целью того, чтобы все ОО не имели возможности по времени произвести регистрацию изменений в Уставах ОО. Тем более в условиях произвола МинЮста в затягивании регистрации партий, РОО, ОО и перерегистрации уставов, и бесправия в судах, которые назначаются Президентом, противником честных выборов.

Очевидно, что Постановление ЦИК противоречит:

1) Конституции РК (пп. 1 и 2 ст. 20),

2) Конституционному закону «О выборах» (пп. 1 и 2 ст. 10 и пп. 1 и 2 ст. 20, ст. 20-1),

3) Гражданскому кодексу РК (ст. 106), Закон об НПА (ст. 1, 4 и 10),

4) Закону о персональных данных РК,

5) Закону «О СМИ» (ст. 14)

6) Закону «О связи» (пп. 61) ст. 2)

7) Международному пакту о гражданских и политических правах (Статья 25)

8) Всеобщей декларации прав человека (Статья 21: Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.)

Согласно пункту 6 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года,№ 480-V О правовых актах»

Нормативные правовые приказы принимаются руководителями ведомств центральных государственных органов при наличии прямой компетенции по их утверждению в нормативных правовых актах государственного органа, в структуру которого входит ведомство, и не могут затрагивать права и свободы человека и гражданина.

Постановлением ЦИК РК от 4.12.2020 нарушаются права и законные интересы Заявителей как граждан РК, гарантированные Конституцией и законами Республики Казахстан.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 28, 286 ГПК РК.

ПРОШУ СУД:

Признать Постановление ЦИК РК «О вопросах реализации полномочий отдельных категорий участников избирательного процесса по выборам депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан, назначенных на 10 января 2021 года» от 4.12.2020 незаконным и недействительным.

Признать государственную регистрацию Постановление ЦИК РК «О вопросах реализации полномочий отдельных категорий участников избирательного процесса по выборам депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан, назначенных на 10 января 2021 года» от 4.12.2020 в Министерстве юстиции РК незаконной и недействительной.

 

ЗАЯВИТЕЛЬ: __________ (ФИО, подпись)      «____»______________2020 г.

 

Приложения:

 

  1. Копия Постановление ЦИК РК «О вопросах реализации полномочий отдельных категорий участников избирательного процесса по выборам депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан, назначенных на 10 января 2021 года» от 4.12.2020 – 1 экз.

Скачать документ иска в ВС

Скачать приложение (постановление)

Список всех нарушений этого постановления