Отчет по выборам 2021 ОО «Независимые наблюдатели»

 

10.01.2021 года состоялись выборы, и многие НПО закончили или еще заканчивают свои отчеты по выборам. Здесь мы публикуем шикарный отчет ОО «Независимые наблюдатели» — организации, которая без грантов, усилиями волонтеров и  сильной командой, светлой волей руководителя Арайлым Назаровой достигли замечательных результатов на прошедших выборах. 

В тексте публикации приведены только РЕКОМЕНДАЦИИ, а весь отчет на русском языке найдете здесь: 


  1. ГЛАВА XV. РЕКОМЕНДАЦИИ

Рекомендации, предлагаются в целях обеспечения проведения выборов в Казахстане в полном соответствии с Международными стандартами демократических выборов, и с Международными обязательствами Казахстана, в том числе в рамках ОБСЕ, а также в целях приведения Казахстанского законодательства в соответствии с ними и обеспечения фактической реализации прав и свобод граждан Казахстана, и исключения юридических рисков в будущем.

А.  Приоритетные рекомендации

1.Необходимо признать нелегитимность и незаконность действующего выборного законодательства Казахстана, включая: Конституцию Казахстана, принятой на референдуме 30 августа 1995 году, внесенных изменений и дополнений в эту Конституцию, а также Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года и все постановления ЦИК РК, принятые после 1 января 1995 года.

2.Восстановить и обеспечить исполнение выборного законодательства действовавшего до 10 декабря 1993 года, включая: Конституцию 1993 года, Кодекс «О выборах в Республике Казахстан» от 09 декабря 1993 года, Закон «О Конституционном Суде Республики Казахстан» от 05.06.1992г., Закон «О конституционном судопроизводстве в Республике Казахстан», Закон «О выборах депутатов Верховного Совета и местных представительных органов Республики Казахстан» от 08 декабря 1993 года.

3.Провести повторные выборы депутатов Верховного Совета Республики Казахстан первого созыва, которые не были проведены после их роспуска в 1995 году, как требовал Кодекс «О выборах в Республике Казахстан» от 09 декабря 1993 года.

4.Провести выборы депутатов областных, районных и городских представительных органов Республики Казахстан, в соответствии с Кодексом «О выборах в Республике Казахстан».

5.Привести выборное законодательство, действовавшее до 10 декабря 1993 года в соответствие с Международными стандартами демократических выборов и с Международными обязательствами Казахстана, в том числе в рамках ОБСЕ.

6.Выборное законодательством должно гарантировать местным наблюдателям право на осуществление наблюдения за всем избирательным процессом и четко устанавливать, что все наблюдатели могут получить протоколы ТИК и ОИК о результатах голосования с детализированными суммарными таблицами.

7.С целью обеспечения доступа к эффективным средствам правовой защиты всех участников процесса, Закон о выборах должен требовать, чтоб все споры рассматривались в качестве жалоб, и четко устанавливать процедуры рассмотрения жалоб, предусматривать коллегиальное рассмотрение всех споров и предоставление письменных, обоснованных и обнародованных ответов.

8.Необходимо предпринять эффективные меры для предотвращения серьезных нарушений с целью совершенствования целостности голосования, подсчета голосов и подведения итогов голосования и гарантирования равенства голосов.

  1. Необходимо введение порога минимальной явки избирателей более 50% от общего числа избирателей.

В.  Другие рекомендации

Избирательная система и правовая база

10.Уменьшить общий численный состав Законодательного органа власти Казахстана до 51 депутата, которые составляют депутаты, представляющие три человека от каждой области, города Республиканского значения и столицы Республики Казахстан, избираемые народом на всеобщих выборах.

Управление избирательным процессом

11.Председатель ЦИК должен быть вне партийным и не аффилированным лицом кандидатов (близкие и дельные родственники).

12.Члены избирательной комиссий должны состоят из представителей НПО, общественных объединений, активистов, безработных, и не должны быть сотрудниками: бюджетных, коммерческих или государственных, иностранных организаций, либо организаций с государственным или иностранным участием.

13.Предлагаем на время выборов безработных (с базы трудоустройств «Центр занятости») привлекать в члены комиссии и оплачивать работу в полном объеме за два месяца.

14.Независимый наблюдатель от НПО должны непосредственно участвовать в подсчете голосов, и он должен подписывать протокол об итогах выборов в ряду с членами комиссии.

15.Необходимо предпринять меры для обеспечения независимости избирательных комиссий, в частности во избежание потенциального конфликта интересов, когда иерархические трудовые отношения повторяются в составе УИК.

Регистрация избирателей

16.Ограничение избирательного права граждан, отбывающих наказание по решению суда, независимо от степени тяжести совершенного преступления, должно быть пересмотрено с целью обеспечения пропорциональности между наложенным ограничением и степенью тяжести преступления. Лишение гражданских прав людей с ограниченными умственными способностями не должно базироваться на общем ограничении, а суд должен рассматривать каждый случай в отдельности в зависимости от конкретных обстоятельств.

17.Для того чтобы соответствующие органы могли отразить изменения в избирательных списках, необходимо рассмотреть возможность направления окончательных списков избирателей в избирательные участки ближе ко дню выборов.

18.Необходимо рассмотреть отказ от возможности регистрировать избирателей в день выборов. Можно установить юридический срок закрытия избирательных списков, а дополнения разрешать только в соответствии с четко определенными юридическими требованиями при условии судебного контроля.

Регистрация кандидатов

19.Предусмотреть выдвижение независимых кандидатов, в том числе путем самовыдвижения или от не коммерческих организаций, либо от группы граждан.

20.Для того чтобы избиратели могли сделать осознанный выбор, необходимо рассмотреть возможность предоставления широкой общественности дополнительной информации о кандидатах, в том числе кандидатов в партийных списках.

 

Предвыборная компания

21.В Закон о мирных собраниях необходимо внести поправки, предусматривающую упрощенную процедуру направления уведомлений, с соответствующими исключениями в отношении спонтанных собраний, вместо действующего требования получения разрешения.

  1. В целях повышения целостности и общественного доверия к избирательному процессу власти должны разработать меры для обеспечения четкого разделения между государством и партией.

Финансирование предвыборной компании

23.В целях повышения прозрачности необходимо обеспечить представление детальных и стандартизированных отчетов о финансировании предвыборных кампаний, в том числе со всеми данными об источниках финансирования и расходовании средств. Данные отчеты должны быть доступны общественности и публиковаться на сайте ЦИК.

СМИ

24.Обязательство по организации предвыборных дебатов может быть возложено на телеканалы, финансируемые государством, а не на ЦИК. Необходимо внести поправки в правовую базу для обеспечения гарантии партиям, участвующим в выборах, дополнительного бесплатного освещения в СМИ, финансируемых государством, тем самым обеспечивая более равные возможности партиям и больший объем информации избирателям.

Участие национальных меньшинств

25.Необходимо рассмотреть возможность внесения поправок в правовую базу для обеспечения сбора и ограниченного раскрытия дезагрегированных данных об этническом происхождении всех баллотирующихся кандидатов и членов избирательной администрации с соблюдением принципов недискриминации и неприкосновенности частной жизни.

Жалобы и заявления

26.В Закон о выборах необходимо внести поправки, согласно которым избиратели могли бы напрямую обжаловать результаты выборов в своих избирательных округах, а все избираемые кандидаты могли бы обжаловать итоговые результаты в компетентном Конституционном органе власти Республики Казахстан.

  1. В качестве меры укрепления доверия необходимо увеличить прозрачность процесса разрешения споров посредством своевременного опубликования информации о жалобах, полученных избирательными комиссиями на всех уровнях, их характере и принятом решении.

День выборов и объявление результатов

28.Перед удалением наблюдателя из участка члены УИК должны заполнять акт предупреждения и дать его для ознакомление наблюдателю и НПО. Только в случае неоднократного нарушения закона наблюдателем можно будет его удалять по акту о нарушениях и обязательно наблюдатель должен ознакомиться актом и подписать. Если наблюдатель не ознакомился с данным актом, и акт не зарегистрирован в протоколе данный акт считать недействительным.

29.Протоколы об итогах голосовании всех ИУ должны быть вывешены на сайте ЦИК РК немедленно по окончанию подсчета голосов в реальном режиме.

  1. Внедрить IT технологии в процесс выборов. Такие как, онлайн подсчет явки избирателей по штрих коду удостоверения личности с указанием количества проголосовавших на табло УИК.

31.Для увеличения прозрачности и укрепления доверия необходимо опубликовывать результаты выборов дезагрегировано по районам и избирательным участках, в том числе количество зарегистрированных и проголосовавших избирателей, а также число поданных голосов за каждую партию. ЦИК может опубликовывать эти данные на своем сайте сразу после представления протоколов УИК.

 

ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «НЕЗАВИСИМЫЕ НАБЛЮДАТЕЛИ»

 

ОО «Независимые наблюдатели» (далее – объединение) зарегистрирована 10 сентября 2019 года в МЮ РК. Наше отличие от них заключается в том, что мы не являемся организацией, созданной кем-то сверху вниз в качестве специальной НПО. Мы — добровольные граждане, которые, будучи наблюдателями на выборах 2019 года, видели несправедливость и объединялись, чтобы создать в стране институт «Справедливых выборов». Организация не находится под управлением одного человека или одной группы. Работа объединения осуществляется на основе коллективного договора.

 

 

Отчет подготовил: С. М. Шардаров

 

Председатель ОО «Независимые Наблюдатели»    А. Ж.  Назарова  

 

Контактные данные:

РК., г. Алматы, пр. Сейфуллина 597, оф. 511 а

Тел.: 8 777 333 2019, 8 747 715 6010

e-mail: [email protected]